Филипп Cерс
"Тоталитаризм и авангард"
В основу книги известного французского философа и историка искусства Филиппа Серса «Тоталитаризм и авангард» (2001) легла серия семинаров в Международном философском коллеже (Париж). В своей работе Ф. Серс анализирует природу тоталитарных установок, опираясь на характеристи- ки иудаизма и авангардного искусства, одинаково отвергавшихся тоталитаризмом. Автор показывает, что истинным устремлением исторического авангарда были не чисто формальные инновации, а установление связи личности с абсолютом и преобразование мира. В книге разбираются произведения таких мастеров искусства XX века как С. Эйзенштейн, К. Швит-терс, М. Дюшан, В. Кандинский, Г. Рихтер, М.Рэй.
Содержание:
От переводчика
Введение
I. ПEPВOЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
Радикальный авангард
Тоталитаризм
Проблема дегенеративного искусства
II. ТОТАЛИТАРНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
Греческий модель и нацистское искусство
Антисемитский фундамент нацистского искусства
Фальсификация
III. РАЗОБЛАЧЕННЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ
Гитлер, искусство и антисемитизм
Антисемитизм и христианство
Истоки поведения Гитлера
IV. АНТИТОТАЛИТАРНЫЕ СИЛЫ
Жертвой чего является еврейский народ?
Единство врагов тоталитаризма
V. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ АВАНГАРДА
Опыт искусства как продолжение логики
Образ как отстранение и как трансгрессия
VI- СОСТОЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ
Ошибка прочтения реди-мейда
Победа Курта Швиттерса
Отвержение
Бедность
Разложение привычных материалов
Оценка
VII. ВДОХНОВЕНИЕ ПОД ПОДОЗРЕНИЕМ
Спор о вдохновении
Пророческое истолкование и последовательное раскрытие содержания
Вдохновение тоталитаризма
Языческая теория вдохновения
диалектика вдохновения и возможности
VIII. ЭЙЗЕНШТЕЙН ПЕРЕД СУДОМ СТАЛИНА
Авангардная радикальность в кино
Иван Железный Человек и Сталин-Теолог
IX. ВОПРОС ОЦЕНКИ: ГАНС РИХТЕР, ТОРГОВЕЦ СНАМИ
Зарождение личности
Да-да
«Сны на продажу» и движение к внутреннему
X. ПОСТРОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ДЕВЯТЬ ПЕРЕЖИВАНИЙ ВАСИЛИЯ КАНДИНСКОГО
Девять переживаний Кандинского
Упорядочение: композиция
«Звуки»
Реинтерпретированное произведение искусства: упорядочение
XI. ПЕРЕНОС ОЧЕВИДНОСТИ: МАРСЕЛЬ ДЮШАН, ОДИН В ДВУХ ЛИЦАХ
Печальный молодой человек
Интерпретации «Коробки-чемодана»
Искусство и Свидетельствование
XII. КОЛЛЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ВОПРОС РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
Развлечение, трагедия, мистерия
Тоталитарная схема в современной коммуникации
Радикальный авангард и репрезентация
XIII. ТОТАЛИТАРНОЕ ИСКУШЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ
Обольщение архитектуры
Монах Хижиногорелов
Помещение в перспективу
Заключение
Указатель терминов
Указатель имен
Список иллюстраций