«Мой отец не верил в Бога, он был коммунист, но когда мы говорили о жизни, я видел, какой он бесстрашный человек. « Я верю в судьбу», - говорил он мне.
«Мне кажется, мы покупаем билет в кассе, а куда мы едем, решает тот, кто в кассе. Долгое время я привыкал к тому, что такие люди в кассе имеют право высылать меня из России».
«Я обычно рисую спонтанно, обычно это импровизация. Для меня идеал руки, рука хирурга – глазника. Одно неверное движение – и все. Подчинить это сложно».
Пастели на черной бумаге, преображенные персонажи проходят гротескные сравнения.
Имя Шемякина хорошо известно на Западе, однако у себя на родине о нем до недавнего времени знали лишь некоторые посвященные художники.
Рассказ о человеке, который не хотел рисовать так, как положено.
Шемякин родился в Москве, но большую часть дозаграничной жизни провел в Ленинграде.
Друзья юности, те, кто не предал опального художника, всегда поддерживали художника. Еще в молодые годы Шемякин создал иллюстрации к роману Достоевского «Преступления и Наказания». На Западе стоимость составила 600 тыс.$, в России их отказывались печатать.
Учился я в школе им. Репина. Но были проблемы в плане идеологии. Однажды к интернату подъехала машина скорой помощи и моих друзей, которым по 14-15 лет, дюжие санитары забрали с собой. Первый отлов художников стоило творчества Сергея Алексеева, он был одним из самых талантливых из нас. В то время много раз забирали в сумасшедшие дома. За увлечение Ван Гогом и Ренуа меня исключили из школы за неуспеваемость.
«Когда меня исключили, я подумал, что все равно должен был учиться. Устроился в Эрмитаж. Одна из самых интересных выставок в 1964 году, из-за этой выставки был снят директор».
«Годы моей юности питерской мы занимались хэппенингом . Мы создавали сказочный мир, надевали старинные костюмы, снимались и создавали фантастическую атмосферу 18 века. Мы показывали друг другу работы, так сказать творческие отчеты. Это воспринимали резко отрицательно, так как в то время не любили какие-либо группировки. Решив играть в открытую, мы написали манифест, где просили предоставить какую-либо мастерскую и хотя бы раз в год показывать наши картины публике. В итоге, обвинение в антисоциальном поведении, и я оказался в сумасшедшем доме. Инсулиновые шоки, медикаменты, которые внушали страхи, почти не разрушили меня. Я спасался с помощью природы, где познакомился с монахами. Они же посоветовали отправиться в Печерский монастырь. Было удивительно наблюдать за его восстановлением. Однажды меня просто вызвали и сказали, что Вам тут жить довольно сложно, и мы считаем, что союз художников Вам жить не даст, хотя я никакого отношения к ним не имел. На тот момент у меня была судимость. Решение было уехать за рубеж».
10 лет Шемякин работал во Франции, после отправился в Нью-Йорк, который, по словам самого художника, оказал большее влияние.
Вечный поиск человека, связь времен и народов – эти темы в творчестве Шемякина ключевые. Фрески, настенные рисунки – метод метафизической трансформации, натура превращается в элемент орнамента и дизайн.
«Я родился в Москве в 1943году, самые ранние годы проходили в Калининграде, где натыкались на разложившиеся трупы, черепа. Это также оказало влияние на мое творчество».
«Когда я стал интересоваться биографией Петра I, у меня родилась идея создать карнавал в Санкт-Петербурге. Петр I, имея двухметровый рост, в подчинении ему служило около 300 карликов. Картины перекликаются с современностью: зеленые волосы, бубенчики, - очень сходны с тем , как сейчас одевается современная молодежь, несмотря на то, что картины описывают процесс прошлого».
У Шемякина большое количество иллюстраций на песни своего друга Высоцкого.
В Художественной галерее "Bowles/Sorokko" в Сан-Франциско интерес к Шемякину особый. Шемякина можно считать одним из крупнейших художников XX века. В то время как в мире царит формульная форма искусства, его творчество связано с экспериментом. Он не останавливается на достигнутом. Шемякин, также как и Пикассо, работает во всех жанрах, он ищет эксперимент и переворачивает мир.
«Как фантастична, может быть судьба человека. Несмотря на все тяжести, которые выпали на мою жизнь, я благодарю Бога за те испытания, которые сделали меня более понимающим, чем я был».